Диакон Олег Заломаев: «Помогать священникам при богослужениях, участвовать в церковных Таинствах – это милость Божия»

20.11.2018

В этот раз мы побеседовали с самым музыкальным священнослужителем Илиинского прихода в Черкизове – диаконом Олегом Заломаевым. В интервью отец Олег рассказал о том, как он стал регентом, не имея специального образования, и как появился мужской хоровой ансамбль «Илиинский светоч».

958FD135-B011-4A1D-9979-E98F8D2A2F53.jpeg

– Отец Олег, Вы закончили Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. Скажите, с чем был связан выбор данного вуза?

– Он был обусловлен тем, что я с детства был прихожанином храма святителя Николая в Кузнецах, при котором и был создан университет. В этот храм я ходил с 1991 года. Лет с тринадцати стал петь на клиросе, а затем алтарничать. Поэтому само собой получилось, что мой выбор пал на этот вуз. Кроме того, мне посоветовал туда поступить на обучение духовник.

– Почему Вы учились в нем так долго, с 2003 по 2012 гг.?

– Обучение в университете я совмещал со светской работой и служением в храме, в котором я бывал почти каждый день. Свободного времени почти не было. Когда серьезно заболел мой отец, мне пришлось взять академический отпуск. Также я пропустил обучение в год свадьбы.

– Вы достаточно долго (на протяжении десяти лет) были регентом храма Воскресения в Кадашах, до этого были певчим в храме святителя Николая в Кузнецах. Насколько мне известно, музыкального образования у Вас нет. Как Вам удалось стать регентом при этом?

– С самого раннего детства я любил музыку, любил петь. Наверное, мне это передалось от моего дедушки, который обладал удивительным слухом и редким голосом, он был тенором. Он пел очень сложные арии из опер, запоминая музыкальные партии на слух. У него не было музыкального образования. Мой отец тоже пел и солировал в детском хоре.  Воспитатели в детском саду, куда я ходил, посоветовали моим родителям направить меня в музыкальную школу. Но проучился я там не долго, в какой-то момент мне стало скучно сидеть на сольфеджио и я решил оттуда уйти. Теперь, конечно, я об этом жалею. Даже после ухода, меня еще несколько лет просили петь в общем хоре музыкальной школы.  Музыка всегда шла со мной рядом. Во время срочной службы в армии, я служил в музыкальном оркестре Бригады охраны Министерства обороны, в котором играл на ударных инструментах. После армейской службы я продолжил петь на клиросе. А регентом я стал при таких обстоятельствах. Летом в 2002 году, вечером, в канун праздника Троицы, мне позвонили регенты храма Воскресения в Кадашах, сообщив, что завтра на литургии их не будет и попросили меня руководить хором. Я сильно волновался и переживал, не спал всю ночь, готовился. Ход службы я не знал, дирижировать не умел. Как я провел эту службу, сам не понимаю. Вскоре мне пришлось регентовать чаще, а затем и проводить спевки с хором. Я чувствовал, что на регентское служение меня призвал Господь. В тот год Он призвал меня и на служение в алтаре: ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев благословил меня алтарничать в храме святителя Николая в Кузнецах. Это произошло на Пасху.

–Вы были иподиаконом у владыки Пантелеимона, а постриг во чтеца Вы приняли 9 октября 2014 года. Как такое могло произойти, ведь по степени церковного служения чтец более низкий чин, чем иподиакон… В этом же месяце, в октябре, Вас рукополагают во диаконы и назначают на служение в наш храм…

– По своему статусу иподиаконы бывают временные и рукоположенные. Для временного иподиаконского служения достаточно архиерейского благословения. У нас в Русской Православной Церкви принято называть всех помощников архиерея при богослужении иподиаконами. У каждого епископа имеется свой штат из нескольких иподиаконов, большинство из них обычно не посвящены во иподиаконы, оставаясь мирянами. Вот таким иподиаконом был и я. В 2014 году, незадолго до рукоположения, я получал дополнительное духовное образование в ПСТБИ. Многих студентов духовных учебных заведений посвящают в чтецы через особый чин  — хиротесию (руковозложение). Меня в числе нескольких человек избрали во чтецы во время обучения, что не было связанно с моим служением при архиерее в качестве иподиакона. Непосредственно архиерейское поставление во иподиаконы через хиротесию я получил перед рукоположением, потому что, как правило, во иподиакона возводят ставленников во диаконы непосредственно в день хиротонии, чтобы ставленник мог по традиции последовательно пройти все степени церковнослужения.

– Не так давно Вы взяли себе в ученики молодых людей из нашего молодежного объединения «Илиинский светоч» и образовали музыкальный мужской ансамбль. Скажите, откуда возникла идея его создания?

– Когда я стал служить в Илиинском храме, ко мне обратились ребята из смешанного молодежного хора с просьбой позаниматься с ними, чтобы спеть службу мужским составом. После проведения нескольких репетиций мы спели первую литургию, затем выступали на нескольких приходских мероприятиях. Надо отметить, что мне не пришлось прилагать особых усилий, ребята сразу хорошо запели, так как имели опыт пения в молодежном хоре.

79191605-9C2B-4697-8216-10D6D124DF48.jpeg 

– Есть ли у Вас какие-то творческие планы, перспективы развития для мужского ансамбля?

– Никаких планов мы не строим, просто поем во славу Божию. И мне бы не хотелось отрывать ребят от основного певческого коллектива, который возглавляет замечательный регент Александра Малярова.

– Скажите, что Вам больше всего нравится в Вашей нынешней деятельности?

- Служить у Престола Божия, в алтаре – это особый род деятельности, который сложно сравнить с чем-либо еще. Помогать священникам при богослужениях, участвовать в церковных Таинствах – это милость Божия. Мне очень нравится читать богослужебные тексты. Церковное чтение сильно отличается от мирского, оно мелодичное, распевное, можно сказать, музыкальное. Оно отрывает людей от мирской суеты, возводя их ум к молитве.

036F6B76-70DF-43AD-A361-2EE6076AEA25.jpeg

– Скажите, есть ли у Вас мечта, какая-либо цель? Чего бы Вы хотели добиться в жизни?

- Главная духовная цель христиан, как известно, – стяжание Святаго Духа, жизнь во Христе и со Христом. Это и есть цель всей нашей жизни. Как человеку семейному, мне хочется воспитать своих детей в вере и любви к Богу, дать им хорошее образование; достроить дом на даче, чтобы вывозить семью за город. Хотелось бы дописать книгу о протоиерее Николае Кадашевском (Смирнове), праведнике, удивительном подвижнике, миссионере и регенте, служившим в начале ХХ века в Москве. О нем, к сожалению, сейчас мало кто знает и помнит. На этот труд меня благословил настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах, протоиерей Александр Салтыков.

(Беседовала Анна Киселева)


Код для вставки на блог или сайт (развернуть/свернуть)

Поделиться в социальных сетях



Версия материала для печати



КАК ПОМОЧЬ НАШЕМУ ПРИХОДУ?

Вы можете сделать перевод

  • на Яндекс-счет: 410018143907819
  • на номер банковской карты в Сбербанке: 5336 6901 2844 4629
  • быстрым платежом на номер телефона: +7 925 357 1629 (привязан к счету Яндекс.деньги)
  • на номер банковской карты: 5106 2180 3461 7183, срок окончания 06/22 (карта Яндекс.деньги)

Обратите внимание, что  может взиматься комиссия в зависимости от Вашего банка (к примеру, таковой нет при переводах с карты Сбербанка московского региона на указанную карту Сбербанка; также нет при быстрых платежах на указанный номер телефона с большинства банков, но есть при быстрых платежах от Сбербанка).

Помянем всех жертвователей за ближайшей Божественной литургией (а поименно - всех приславших свои имена на адрес zapiski@hramilii.ru).

Храни вас Господь,
Настоятель и приходской совет храма пророка Илии в Черкизове

Возврат к списку